Русский рэп изнутри. ([info]pravdorap) wrote,
@ 2007-05-21 12:40:00
Previous Entry  Add to memories!  Tell a Friend  Next Entry
О малом рэпе.
Оригинал статьи: http://www.rap.ru/reading/&pos_id=16448


С каждым годом количество демо-материала, присылаемого на наш лейбл, увеличивается в геометрической последовательности. В связи с этим особенно отрадно, что количество активных пользователей Интернета в нашей стране растёт ещё быстрее, и всё чаще физическим носителям соискатели вакансии подписанта лейбла Рэп Рек предпочитают форматы цифровые, а, согласитесь, многочисленные файлы, виртуально лежащие в одной хорошо спрятанной папке на жёстком диске, куда предпочтительнее внушительных коробок с дисками, лежащих в самых неподходящих местах офиса. Впрочем, извечных ошибок авторов компакт-дисков не избегают и эмси, сетью владеющие, хотя связаться с ними порой проще. Тут и извечное «забывание» указать название группы, трека и хоть какие-то обратные координаты, и игра с форматами – если на компакт-диск порой записывают не несколько композиций, а сразу тонну сомнительного качества мп3 с фотографиями пьянок, текстами к песням и так далее, в случае с пересылкой мп3 очень меня очень умиляет сжатие трека до 64 кбс, при котором даже Jay-Z покажется неудачником. Тут же и странная любовь к сэмплерам – даже и не перечислить, сколько в последнее время групп прислали мне сэмплеры. И ладно, что во всём мире сэмплеры служат для того, чтобы слушатель узнал, что ждёт его в альбоме, который вот-вот выйдет, а отнюдь не для того, чтобы потенциальный партнёр по выпуску попытался ознакомиться с материалом – густо замешанные неумелым скретчом невнятные куски песен лично у меня оставляют в голове после прослушивания кашу. В эту же категорию отнесу и людей, боящихся, что их треки наглые дяденьки с лейблов украдут и заработают «аццкие тыщи» - из-за этого они делают минутные превьюшки треков, из которых, как правило, тоже мало, что можно вынести. Уважаемые МС, чтобы закончить тему раз и навсегда и перейти к более приятным разговорам: оформляйте свои демо-диски так, чтобы Вам самим было приятно держать их в руках. И воздержитесь от желания поделиться с нами своими полными альбомами – для лучшего впечатления лучше подойдёт ознакомление с тремя-четырьмя Вашими лучшими треками. Потому как сначала слушателя надо чем-то зацепить, чтобы как-то увеличить шансы дальнейшего плодотворного сотрудничества.

Теперь перейдём к тенденциям весенне-летнего сезона 2007 года. На мой взгляд, сегодняшние wannabe stars делятся на три практически равные части. Во-первых, это люди, пытающиеся адекватно копировать общемировые тенденции в хип-хопе – в народе, пожалуй, навечно все такие начинания помечены клеймом «баунс», вне зависимости, южное ли это звучание, попытки походить на Скота Сторча, на Тимбалэнда или же на Джаст Блейза. Что отрадно, звучит всё это в последнее время очень разносторонне и уже можно, не сильно напрягаясь, понять, что вот этот молодой человек хочет быть похожим на Young Jeezy, а вот этот – на Paul Wall. Из минусов этой категории, кончено же, техническое отсутствие возможности близко приблизится к современному западному звучанию – в итоге русский клубный рэп порой похож на французский клубный рэп, который, в свою очередь, безуспешно пытается быть похожим на американский, поэтому звучит странновато, серенько и всячески всеми поносится, а также отсутствие сколько-нибудь внятной доктрины о написании русскоязычных текстов на подобные биты. В итоге, и это становится забавной тенденцией, практически на каждом втором демо диске есть трек со словом «клуб» в названии, и в лучшем случае это ироничная или желающая выглядеть таковой история в духе Редмана (лучшая русская адаптация – Карандаш), а в худшем – «когда мы в клубе – чиксы тоже танцуют» в духе Фифтика (лучшая русская адаптация – Лигалайз и Тимати).

Вторая треть респондентов, и тут нашей Северной Пальмире стоит ставить ещё один бронзовый памятник, поклонники Китчен Рекордз. Апофеоз заимствования мелодичных сэмплов со сборников испанских гитар и неочевидного, но так легко узнаваемого протягивания с выводом в фальцет гласных в конце строк, пришёлся на прошлый год. Это напоминает классическую историю про мужика, разбившего лоб при замаливании грехов – впрочем, всё это мы проходили. Уже лежит отдельно ящичек дисков поклонников «психолиры» Касты, ящичек дисков поклонников «соцреализма» от Югов, близок к заполнению баунс-ящичек. Теперь вот собираем ящичек от фанатов KREC. В результате шансов у подобных команд даже меньше, чем у первой категории – как правило, молодые люди считают, что наличие одного сэмпла и простенького бита вкупе с юношеской лирикой вполне достаточно, чтобы походить на своих кумиров. Замечу, однако, что Марат, штатный битмейкер Кухни, делает весьма сложные аранжировки треков, да и к мифологии текстов группа подходит куда более серьёзно, чем можно было бы об этом подумать на первый взгляд. Ну и, в качестве финального аккорда, всем должно быть очевидно, что, как говаривал один современный классик: «оригиналь лучьше, чем копии». Впрочем, на специализированных точках продажи рэпа уже существует расхожий термин «как Крек», помогающий продавать, и порой весьма неплохо, альбомы подражателей такого стиля его фанатам, не способным дождаться выпуска нового диска оригинаторов стиля.


Третья, простите за тавтологию, треть – более традиционный нашему восприятию хип-хоп, в миру называющийся «классическим». Стоит отметить, что в этом направлении у нас всё в порядке. Уже лет десять, со времён «Рабов Лампы» - процедуру производства такого хип-хопа освоили достаточно профессионально. Можно проследить пути развития этой трети путём приведения цепочки западных продюсеров, ставших в то или иное время ориентирами для большинства отечественных саунд-продюсеров подобной классики. Первым сдался интуитивно понятный минимализм Havoc и раннего Mobb Deep, чуть позже разгадали рецепт продакшна легендарного DJ Premier, в последнее время препарированию подвергся Kanye West с его запитченными голосами, а более дотошным молодым людям покорились секреты сэмплирования Hitmakers и Just Blaze. В качестве главной идеи текстов ранее выступала социальная несправедливость и неустроенность личной жизни, сегодня на первый план выходят репрезенты и истории о лёгких наркотиках. И если о репрезентах мы поговорим чуть позже, то тенденция писать треки о том как мы «доставали/забивали/курили, а нас принимали/отпускали/хуй вы, менты позорные, меня поймаете» приобретает масштабы национальной катастрофы. Тяжело упрекнуть меня в снобизме, но факт, что распространители наркотиков работают лучше многих государственных органов, очевиден. Вот энергию бы этих дилеров, да в мирных целях, на дистрибуцию рэпа – в Штатах на таких вот «зонтичных» продажах того и другого из багажника своего автомобиля начал карьеру не один рэппер. В итоге именно из этой категории появляется больше перспективных новичков, чем из любых других – рамки классического хип-хопа остаточно широки, чтобы всегда успеть придумать что-то своё, уникальное, ведь только так, какой-то своей особой фишкой, можно зацепить достаточно уже переевших рэпом потенциальных его потребителей.

Ну и мы были бы слушателями готического рока, если бы забыли упомянуть о такой немаловажной и неотъемлемой части культуры, как репрезенты. Репрезентами в нашей стране увлекаются все – чтобы доходчиво привязаться к цифрам, отмечу, что на каждый трек со словом «клуб» в припеве приходится до двух с половиной репрезентов, а порой ещё и половинка дисса. Опять-таки, перефразируя другого современного классика, можно отметить, что «Лига, тебя поднял и опустил репрезент». Лига действительно был первым, кто внедрил в русский хип-хоп новый стандарт как читки, так и темы для текста, известной сегодня под этим названием, однако, записав свой первый альбом, был нещадно критикуем за «топтание на месте». Тем не менее, это а) не помешало ему отлично продаваться б) не помешало всем остальным продолжить эксперименты в этом неблагодарном жанре. Неблагодарном – потому как придумать что-то новое в репрезенте весьма и весьма сложно, западные штампы труднопереводимы и, как правило, на средне-русской возвышенности и далее выглядят комично, а не писать их, к сожалению, нельзя – законы жанра. Вот и складывается из этих факторов серая масса репрезентёров в поисках лучшего.

Подводя итоги отмечу, что, сравнивая качество сегодняшнего демо-материала и демо пятилетней давности, на лицо положительная тенденция. Если раньше практически весь материал был однороден и сер, как по качеству, так и по содержанию, а жемчужины появлялись крайне редко, то сегодня ситуация строго обратная – материал можно поделить на весьма приличный и отвратительный. Вероятно, люди адекватные и поставившие перед собой какие-то цели, над своим продуктом работают серьёзно, чтобы действительно заинтересовать им потенциальные лейблы, и порой в демо-материале попадаются уже готовые, сложившиеся артисты. Другие же, видимо, это определяется либо молодостью, либо и вовсе, прости господи, недалёкостью, загружают на диски всё, что умудрились отписать в старенький комп на «хип-хоп идже». И меня действительно радует, что со временем первых становится всё больше. А последних не то, чтобы меньше, но просто их стало проще отличать – достаточно услышать первые несколько секунд.

Поэтому хочется сказать – уважайте себя, присылайте то, что понравилось бы вам. На самом деле понравилось бы.



(27 comments) - (Post a new comment)


[info]mcvanich
2007-05-21 09:04 am UTC (link)
Хорошая статья.
Как отпраздновал?

(Reply to this)


[info]liltoe_nigga
2007-05-21 09:09 am UTC (link)
Хорошая статья, прям по полочкам всё.

(Reply to this)


[info]raville
2007-05-21 10:44 am UTC (link)
я в последнее время редко куда то ходил, а тут сходил на Смоки Мо позавчера.... и выступали перед питерскими парнями товарищи из москвы которые то на русском то на английском читали свои тексты о суках, тачках и о том какие они манимейкеры.... жутковато за наш рэп стало.... но когда после выступления куча народа вышла фристайлить, тогда я понял что парни на разогреве чего то да стоят по сравнению с этими "фристайлерами" выдающими загатовки,....

а насчет последнего абзаца Дмитрий могу со стороны слушателя заметить, что если 5-10 лет назад было много шлака, то по крайней мере ему некуда было пробится. Если кассеты их где то были то не на одной вечерине их не найдешь.... а щас дерьмо полилось в клубы, и уже если идешь на рэп надо подумать куда идти а куда идти не стоит..... а во времена "моби дика" можно спокойно было туда ехать в субботу и быть уверенным что не обломаешься...

(Reply to this)


[info]terrarium_recs
2007-05-21 10:55 am UTC (link)
Вот сижу и думаю, сколько же надо силы молодецкой, чтобы не только отпраздновать, покушать кревоток и расписать 30-ку втроём, да ещё и так красиво написать обзор присланных демо-записей.
В принципе, очень и очень похожие мысли были у меня после прослушивания отборочного.Соглашусь со всем кроме последнего предложения: Дима, дело в том, что всё, или 99% того, что Тебе присыают, авторам безумно нравится. Уверен. Просто уверен.
И не только потому что общался с людьми приславшими свои шедевры на баттла и искренне удивлявшимися, почему они не прошли, но и потому, что сам в своё время таким был... (Как Тебе строчка: "Вот он я, к Вам пришёл, првый альбом покупателей нашёл."? Моя, между прочим...)

(Reply to this) (Thread)


[info]pravdorap
2007-05-21 11:18 am UTC (link)
вчетвером - а значит силы остались :)

согласен, но я часто лукавлю, особенно в заключительных абзацах

потому как надо быть положительнее всё-таки)

(Reply to this) (Parent)


[info]mindbreake
2007-05-21 11:28 am UTC (link)
Занятная информация. )
Спасибо )

(Reply to this)


[info]falolog
2007-05-21 11:29 am UTC (link)
Я что-то не совсем понимаю, сколько помню, вы, уважаемый, заявляли, что не работаете с молодыми артистами, а тут бац, пожелания по поводу демо-дисков.

прочитал и порадовался, как все-таки хорошо, что я не слушаю русский рэп.
неужели, среди демо, нет так называемого камеди-рэпа? смутило такое странное игнорирование модных в последнее время экспериментов..

(Reply to this) (Thread)


[info]liczar_dime
2007-05-21 12:17 pm UTC (link)
не работаю, но у меня есть некоторые, так скажем, обязанности. и совесть

а камеди-рэп делают в камеди-клабе и вряд ли кто-то с ними справится в ближайшее время

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]artful_casual
2007-05-21 02:33 pm UTC (link)
>>не работаю, но у меня есть некоторые, так скажем, обязанности. и совесть

странно выходит.
бла-бла-бла, старайтесь, пишите хорошие треки, "присылайте то, что понравилось бы вам"...
а на деле выходит, что вам насрать на эти треки и вы их складируете в районе мусорного ведра...

и не все узнают, что вы в конце текста лукавите - будут наивно слать и слать.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pravdorap
2007-05-22 09:23 am UTC (link)
э-э-э-э, не очень понимаю логику

как я уже говорил, лучшее выходит на ОНРах. а худшее - да, ему место в ящиках на складе - а где-же ещё?

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]artful_casual
2007-05-22 10:06 am UTC (link)
да, забыл про "особенности".

хотя, думаю, большинство не ради попадания в них шлет треки и тд, и тп.

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]pravdorap
2007-05-22 05:31 pm UTC (link)
несомненно

а теперь ради интереса посмотри на трек-листы ОНРов и посчитатй, сколько из этих команд уже выпустили официальные альбомы

во многом благодаря первой засветке на онр-ах

(Reply to this) (Parent)(Thread)


[info]artful_casual
2007-05-22 06:39 pm UTC (link)
во многом или нет не знаю. но определенный позитив от этого есть. это точно.

я вообще не о том.
я про то, что это вот:
"Другие же, видимо, это определяется либо молодостью, либо и вовсе, прости господи, недалёкостью, загружают на диски всё, что умудрились отписать в старенький комп на «хип-хоп идже»."

случается от надежды, что ты возмешь их "под крыло". люди верят в переход кол-ва в кач-во. стараются показать всех себя...
знай они, что ты максимум засунешь их трек на сборник - слали бы только лучшие свои работы.
вот об этом бы тебе и упоминуть в колонке. кол-во треша сразу сократиться.

(Reply to this) (Parent)


[info]mc_jiii
2007-05-21 11:51 am UTC (link)
читал уже на рап.ру)) так держать)

(Reply to this)


[info]vetal_irec
2007-05-21 12:09 pm UTC (link)
Да ктооо ты таааакоооой вааащееее, сделай лучше, а потом критикуууууй :))

(Reply to this) (Thread)


[info]pravdorap
2007-05-21 12:15 pm UTC (link)
ага

(Reply to this) (Parent)


[info]g_mind
2007-05-21 02:13 pm UTC (link)
Апофеоз заимствования мелодичных сэмплов со сборников испанских гитар
+1

если я не ошибаюсь, ты забыл еще об абстрактном хип-хопе...
таких сейчас тоже валом

(Reply to this) (Thread)


[info]vetal_irec
2007-05-21 02:54 pm UTC (link)
Всех сейчас валом, время такое :)

(Reply to this) (Parent)


[info]bakeson
2007-05-21 03:22 pm UTC (link)
подражают не только по тому что нравятся, те-же ЮГ или КРЕК, а еще потому ,что эти проекты популярны и успешны. проехать по накатанному пути гораздо проще.

отклонюсь от темы немного. очень хочется появления группы, стиль которой был бы сформирован под влиянием "Дерева жизни",либо американских bone thugs-n-harmony.

(Reply to this) (Thread)


[info]pravdorap
2007-05-22 09:24 am UTC (link)
ну, это сложновато

(Reply to this) (Parent)


[info]ex_gerich_sh915
2007-05-21 06:32 pm UTC (link)
Ishi pozitiva,hip-hop idet v massi i eto raduet. I esli ranshe 4uvaki v pod'ezdah 4ek mutili,to teper oni rap'4inoy baluyutsya. A tak Dime,vot za 4to ya tebya uvojayu,tak eto za takie razkladki. Raz i vse razlajil, i vse ponyatno. K stati s ciframi neponyatka. Vrodi tem pro klubi odna tretya,a raprezentov 4ast ot odnoy tretey. No raprezentov po 2.5 na odnu temu o klube. Koro4e ne logi4no. Vidimo mitafara. Ya prosto evrey,tak ya srazu na cifri obratil vnimanie.

(Reply to this) (Thread)


[info]pravdorap
2007-05-22 09:19 am UTC (link)
репрезенты - отдельная песня, они есть во всех третях, поэтому мною и выделены

(Reply to this) (Parent)


[info]dowbree
2007-05-21 06:39 pm UTC (link)
абстрактный, тн умный рэп, вряд ли Дайму сейчас его присылают пачками, ведь пока это только пик моды и только МСК СПБ, это пока очень плохо продается и не палится по ящику - тоесть это не копируют. Центр сего, по мне, это Череповец. оттуда все пошло, заразило даже НН немного, до сих пор расхлебать не можем все это :)

(Reply to this)


[info]sencho
2007-05-21 09:46 pm UTC (link)
Дим, ну ведь настоящие жемчюжины расширяют границы жанра. И таких нужно ловить)

А вот все эти качественные перепевки - продукт на полгода-год.

(Reply to this)


[info]sorayama_30
2008-12-25 05:53 pm UTC (link)
Hi; Привет, большое спасибо за добавленый статью мне правда очень понавился добавленый Вами пост. Добавил блог в закладки ))

(Reply to this)


[info]alexander_32rus
2009-01-27 06:48 pm UTC (link)
даже работы с иджея присылают?)правда чтоли?)

(Reply to this)


[info]nafel
2009-07-06 06:24 am UTC (link)
хм :-0

(Reply to this)


(27 comments) - (Post a new comment)

Create an Account
Forgot your login or password?
Login w/ OpenID
English • Español • Deutsch • Русский…